Киномонстры

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Киномонстры » Сказки и мифы » Приключения Буратино (1975)


Приключения Буратино (1975)

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Приключения Буратино

Жанр сказка-мюзикл

Режиссёр Леонид Нечаев

Автор сценария Инна Веткина

В главных ролях Дима Иосифов
Николай Гринько
Елена Санаева
Ролан Быков

Оператор Юрий Елхов

Композитор Алексей Рыбников

Кинокомпания Беларусьфильм по заказу Гостелерадио СССР

Длительность 132 мин.

Страна  СССР

Год 1975

Выход фильма «Приключения Буратино»

«Приключения Буратино» — советский двухсерийный фильм по мотивам сказки А. Н. Толстого Золотой ключик, или Приключения Буратино, созданный на киностудии Беларусьфильм в 1975 году.

Сюжет

Вырезаный из полена мальчик Буратино знакомится с куклами театра злого Карабаса Барабаса. Чтобы освободить друзей, ему предстоит разгадать тайну золотого ключика, подаренного черепахой Тортилой.

В ролях

Дима Иосифов — Буратино
Таня Проценко — Мальвина
Роман Столкарц — Пьеро
Томас Аугустинас — пудель Артемон
Григорий Светлорусов — Арлекин
Николай Гринько — Папа Карло
Юрий Катин-Ярцев — Джузеппе — Сизый нос
Рина Зелёная — черепаха Тортила
Владимир Этуш — Карабас Барабас
Ролан Быков — Кот Базилио
Елена Санаева — Лиса Алиса
Владимир Басов — Дуремар
Баадур Цуладзе — Хозяин харчевни

Съёмочная группа

Автор сценария: Инна Веткина
Режиссёр: Леонид Нечаев
Оператор: Юрий Елхов
Художник: Леонид Ерш
Композитор: Алексей Рыбников
Дирижёр: Г. Гаранян
Текст песен: Булат Окуджава, Юрий Энтин

Песни

Бу-ра-ти-но! (Звучит в начальных титрах. «Кто доброй сказкой входит в дом?..»). Музыка Алексея Рыбникова — слова Юрия Энтина.
Песня фонарщиков («Мы люди неплохие…»). Музыка Алексея Рыбникова — слова Булата Окуджавы.
Песня Папы Карло («Из пахучих завитушек, стружек и колечек…»). Музыка Алексея Рыбникова — слова Булата Окуджавы.
Первая песня Карабаса Барабаса («Я этих кукол обожаю, как будто собственных детей…»). Музыка Алексея Рыбникова — слова Булата Окуджавы.
Песня Дуремара («А я о пиявках пою, за денежки их продаю…»). Музыка Алексея Рыбникова — слова Юрия Энтина.
Песня кукол («У Карабаса страшный бас…»). Музыка Алексея Рыбникова — слова Юрия Энтина.
Песня-танец великого кота Базилио и прекрасной лисы Алисы о жадинах, хвастунах и дураках. («Какое небо голубое…»). Музыка Алексея Рыбникова — слова Булата Окуджавы.
Песня о Поле чудес («Не горы, не овраги и не лес…»). Музыка Алексея Рыбникова — слова Булата Окуджавы.
Вторая песня Карабаса Барабаса («Считайте меня подлым, да, я готов на подлости…»). Музыка Алексея Рыбникова — слова Булата Окуджавы.
Разговор пауков с Буратино («Поучайте лучше ваших паучат!»). Музыка Алексея Рыбникова — слова Юрия Энтина.
Романс Тортилы («Затянулась бурой тиной гладь старинного пруда…»). Музыка Алексея Рыбникова — слова Юрия Энтина.
Песня Пьеро («Не страшна мне ангина…»). Музыка Алексея Рыбникова — слова Булата Окуджавы.
Бу-ра-ти-но! (Финальная. «Я убедился нынче сам..»). Музыка Алексея Рыбникова — слова Юрия Энтина.

Киноляпы

В одной из сцен Дима Иосифов забыл переобуться в "сказочную" обувь и попал в кадр в обычных советских ботинках.

Интересные факты

Роль черепахи Тортилы Нечаев предлагал поначалу Фаине Раневской, но та, едва услышав, что фильм сниматься будет в Белоруссии, заявила, что согласна сниматься, только если съёмки будут проходить в подъезде её дома.
Диму Иосифова (Буратино) режиссёр Нечаев случайно увидел на катке.
Таню Проценко (Мальвина) помощница режиссёра нашла в поезде. Также, в отличие от других детей-актёров, она была москвичка (все остальные дети — из городов Белоруссии).
Для мужа и жены Ролана Быкова (кот Базилио) и Елены Санаевой (лиса Алиса) это был первый фильм, где они снялись вместе.
В песне черепахи Тортилы Рина Зелёная не поёт второй куплет, так как в нём упоминался её возраст.
Для киностудии «Беларусьфильм» это был первый фильм снятый для детей. До этого на ней снимали в основном военные фильмы.
Взято из Википедии

0

2

Золотой ключик, или Приключения Буратино

Издание 1950 г. Художник А. Каневский
Автор: Алексей Николаевич Толстой
Жанр: сказка
Язык оригинала: русский
Оригинал издан: 1935
978-5-465-01370-3
Электронная версия

«Золот́ой Кл́ючик, или Приключ́ения Бурат́ино» — повесть-сказка Алексея Николаевича Толстого, написана по мотивам сказки Карло Коллоди "Пиноккио".

История создания и публикации

Создание повести началось с того что в 1923-24 году, Алексей Николаевич Толстой, будучи в эмиграции, начал работу над повестью Карло Коллоди «Приключения Пиноккио, история марионетки», которую он хотел издать в своей литературной обработке. Весной 1934 года Толстой решил вернуться к сказке, отложив работу над трилогией «Хождение по мукам».  В то время писатель приходил в себя после инфаркта миокарда.

Поначалу Толстой довольно точно передавал сюжет итальянской сказки, но потом увлёкся оригинальной идеей и создал историю очага, нарисованного на старом холсте, и золотого ключика. Алексей Николаевич далеко ушёл от исходного сюжета не только потому, что тот устарел для периода социалистического реализма. Сказка Коллоди полна морализаторства и поучительных сентенций. Толстому же хотелось вдохнуть в героев больше духа авантюризма и веселья.

Я работаю над «Пиноккио». Вначале хотел только русским языком написать содержание Коллоди. Но потом отказался от этого, выходит скучновато и пресновато. С благословения Маршака пишу на ту же тему по-своему

В августе 1935 года сказка была закончена и сдана в производство в издательство «Детгиз». Алексей Николаевич посвятил свою новую книгу своей будущей жене Людмиле Ильиничне Крестинской — впоследствии Толстой. Тогда же, в 1935 году, сказка начала печататься с продолжением в газете «Пионерская правда».

В 1936 году Толстой написал пьесу «Золотой ключик» для Центрального Детского Театра, а в 1939 году написал по пьесе сценарий одноименного фильма, который поставил Александр Птушко.

Сюжет

День 1

Действие сказки происходит в Италии в вымышленном «городке на берегу Средиземного моря». Столяру Джузеппе, по прозванию Сизый Нос, попалось в руки полено. Джузеппе начал его тесать топориком, но полено оказалось живым и запищало человеческим голосом. Джузеппе решил не связываться с этим странным предметом и подарил полено своему другу шарманщику Карло, порекомендовав вырезать из полена куклу. Карло принёс полено в свою нищую каморку и за один вечер сделал из полена куклу. Чудесным образом кукла ожила прямо в его руках. Едва Карло успел дать ей имя Буратино, как она убежала из каморки на улицу. Карло бросился в погоню. Буратино остановил полицейский, но когда подоспел папа Карло, Буратино притворился мёртвым. Зеваки стали говорить, что это Карло «до смерти заколотил куклу», и полицейский увёл Карло разбираться в отделение.

Буратино один вернулся в каморку и встретился там с Говорящим Сверчком, который прочитал Буратино нотацию о том, что надо вести себя хорошо, слушаться старших и пойти в школу. Буратино, однако, ответил, что он не нуждается в подобных советах и даже запустил в Сверчка молотком. Обиженный Сверчок навсегда покинул каморку, где прожил более ста лет, напоследок предсказав деревянному мальчику большие неприятности.

Почувствовав голод, Буратино бросился к очагу и сунул нос в котелок, но они оказались нарисованными и он лишь проткнул своим длинным носом холст. Вечером из-под пола вылезла старая крыса Шушара, Буратино дёрнул её за хвост, крыса обозлилась, схватила Буратино за горло и поволокла в подполье. Но тут из полицейского участка вернулся Карло, спас Буратино и накормил его … луковицей.

Папа Карло склеил Буратино одежду:

курточку из коричневой бумаги и ярко-зеленые штанишки. Смастерил туфли из старого голенища и шапочку — колпачком с кисточкой — из старого носка

Помня совет Сверчка, Буратино сказал Карло, что пойдёт в школу. Чтобы купить азбуку, Карло пришлось продать свою единственную куртку.

Буратино уткнулся носом в добрые руки папы Карло.
– Выучусь, вырасту, куплю тебе тысячу новых курток…

День 2

На следующий день Буратино с утра отправился в школу, но по дороге услышал музыку, зазывающую зрителей на представление кукольного театра синьора Карабаса Барабаса. Ноги сами принесли его к театру. Буратино продал за четыре сольдо свою азбуку и купил билет на представление «Девочка с голубыми волосами, Или Тридцать три подзатыльника».

Во время представления куклы узнали Буратино.

— Это Буратино! Это Буратино! К нам, к нам, веселый плутишка Буратино!

Буратино выскочил на сцену, все куклы запели «Польку Птичку» и представление смешалось. Хозяин кукольного театра, доктор кукольных наук синьор Карабас Барабас, вмешался и убрал Буратино со сцены.

За ужином Карабас Барабас хотел использовать Буратино в качестве дров для жаркого. Внезапно Карабас расчихался, подобрел и Буратино удалось рассказать кое-что о себе. Когда Буратино упомянул нарисованный очаг в каморке, Карабас Барабас разволновался и сказал странные слова:

Так, значит, это в каморке старого Карло находится потайная…

После этого он пощадил Буратино и даже дал ему пять золотых монет, наказав с утра вернуться домой и отдать деньги Карло, с условием, чтобы Карло ни в коем случае не уезжал из своей каморки.

Буратино остался переночевать в кукольной спальне.

День 3

С утра Буратино побежал домой, но по дороге повстречался с двумя мошенниками — лисой Алисой и котом Базилио. Они, пытаясь обманным путём отнять деньги у Буратино, предложили отправиться не домой, а в Страну Дураков.

В Стране Дураков есть волшебное поле, – называется Поле Чудес… На этом поле выкопай ямку, скажи три раза: «Крекс, фекс, пекс», положи в ямку золотой, засыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое деревце, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты.

После колебаний Буратино согласился. До вечера блуждали они по окрестностям, пока не оказались у харчевни «Трёх пескарей», где Буратино заказал три корочки хлеба, а кот и лиса — всю остальную еду, бывшую в харчевне. После ужина Буратино и его спутники легли отдохнуть. В полночь хозяин разбудил Буратино и сообщил, что лиса и кот ушли раньше и велели их догонять. Буратино пришлось расплатиться одним золотым за общий ужин и отправиться в путь.

На ночной дороге за Буратино погнались разбойники, на головах у них были надеты мешки с прорезанными дырками для глаз. Это были переодетые лиса Алиса и кот Базилио. После продолжительной погони Буратино увидел домик на лужайке. Он стал отчаянно колотить в дверь руками и ногами, но его не впустили.

– Девочка, откройте дверь, за мной гонятся разбойники!
– Ах, какая чушь! – сказала девочка, зевая хорошеньким ртом. – Я хочу спать, я не могу открыть глаза... Она подняла руки, сонно потянулась и скрылась в окошке.

Разбойники схватили Буратино и долго мучали, чтобы заставить его отдать золотые, которые он успел спрятать во рту. Наконец они повесили его вниз головой на дубовой ветке, а сами на рассвете отправились поискать какую-нибудь харчевню.

Буратино, лиса Алиса и кот Базилио. Иллюстрация художника Владимирского к изданию 1956 года

День 4

Возле дерева, где висел Буратино, в лесу жила Мальвина. Девочка с голубыми волосами, в которую был влюблён Пьеро, сбежала от произвола Карабаса-Барабаса вместе с пуделем Артемоном. Мальвина обнаружила Буратино, сняла его с дерева и пригласила лесных знахарей для лечения пострадавшего. В итоге больному прописали касторку и оставили в покое.

День 5

Утром Буратино пришёл в себя в кукольном домике. Стоило Мальвине спасти Буратино, как она сразу начала поучать его, пытаться обучать хорошим манерам, грамоте и арифметике. Обучение Буратино было безуспешным, и Мальвина в педагогических целях заперла его в чулане. Под замком Буратино пробыл недолго и сбежал через кошачий лаз. Дорогу ему указывала летучая мышь, которая привела его навстречу лисе Алисе и коту Базилио.

Лиса и кот выслушали рассказ Буратино о его приключениях, деланно возмутились злодеяниями разбойников и наконец привели его на Поле Чудес. Буратино, следуя инструкциям, зарыл четыре золотых, полил водой, прочитал заклинание «крекс-фекс-пекс» и сел ждать, пока вырастет денежное дерево. Лиса и кот, не дождавшись, пока Буратино уснёт или покинет свой пост, решили ускорить события. Они посетили полицейский участок Страны Дураков и донесли на Буратино. А тот всё сидел на Поле Чудес, где его и схватили. Приговор преступнику был короток.

Ты совершил три преступления, негодяй: ты беспризорный, беспаспортный и безработный. Отвести его за город и утопить в пруду

Два сыщика добермана-пинчера схватили Буратино и выбросили в пруд. Лиса Алиса и кот Базилио завладели золотыми.

Упав в воду, Буратино встретился с обитательницей пруда черепахой Тортиллой. Черепаха пожалела бедного деревянного мальчика, лишившегося денег, и дала ему золотой ключик, который случайно уронил в пруд Карабас Барабас.

Буратино побежал от пруда куда глаза глядят и в лесу встретил влюбнённого в Мальвину Пьеро, который, как и Мальвина, сбежал из кукольного театра. Оказалось, что Пьеро удалось подслушать разговор Карабаса Барабаса и Дуремара, торговца пиявками, из которого удалось узнать о золотом ключике, скрытом на дне пруда.

Вслед за куклами Карабас Барабас отправил погоню, и Пьеро с трудом удалось скрыться. Теперь у Пьеро была одно желание — встретиться с Мальвиной, и он попросил Буратино проводить его к своей возлюбленной.

День 6

Не успел Пьеро обрадоваться встрече с Мальвиной, как оказалось, что им нужно немедленно бежать от преследующей их погони. Мальвина и Артемон собрали вещи, но далеко бежать не успели. На опушке леса их уже поджидали полицеские бульдоги. Куклам бы не спастись, но Буратино позвал на помощь всех жителей леса. Ежи, жабы, ужи и коршун встали на защиту кукол. После боя с полицейскими собаками Буратино, Пьеро, Мальвина и раненый Артемон скрылись в пещере. Сильно пострадавший Карабас-Барабас вместе с Дуремаром отправился приходить в себя в харчевню «Трёх пескарей». Храбрый Буратино пошёл за ними следом, проник под стол и во время трапезы смог выведать у Карабаса-Барабаса, в чём же тайна золотого ключика. Пока Буратино отсутствовал, его друзей в пещере нашли сыщики из Страны Дураков и взяли их под стражу. Но Буратино после отчаянного нападения попытался спасти друзей. Они уже почти сбежали, когда путь им преградил Карабас-Барабас, Дуремар, лиса Алиса и кот Базилио. Теперь уже куклам бы никак не спастись, если бы как раз в этот момент не подоспел папа Карло.

Несмотря на возражения Карабаса-Барабаса, что куклы принадлежат ему, папа Карло забрал Буратино, Пьеро , Мальвину и Артемона и вернулся в город к себе в каморку. Здесь-то Буратино и открыл друзьям тайну. Он попросил папу Карло отодрать холст, и за ним оказалась дверца, которую он открыл золотым ключиком. За дверцей оказался подземный ход, который привел героев в небольшую комнату:

Широкие лучи с танцующими в них пылинками освещали круглую комнату из желтоватого мрамора. Посреди нее стоял чудной красоты кукольный театр. На занавесе его блестел золотой зигзаг молнии.

Друзья договорились, что днём они будут учиться в школе, а вечером играть в чудесном кукольном театре «Молния».

Эпилог

Сказка заканчивается первым представлением театра. Все куклы Карабаса-Барабаса сбежали от него в новый театр. Карабас-Барабас остался ни с чем.

Иллюстрации

Первое издание было оформлено художником Малаховским, другом Алексея Толстого. Иллюстрации были чёрно-белыми. На них с трудом можно узнать Буратино, настолько он отличается от его современного привычного облика.

Классические акварельные изображения образа Буратино и других героев книги рождены воображением Каневского и впервые появилось на страницах книги в 1950 году. Именно это издание стало самым популярным и наиболее узнаваемым «лицом» сказочного героя Последующие издания иллюстрировались такими известными художниками как Владимирский, Кошкин, Кокорин, Огородников и многими другими в самых разных манерах от карикатурной до абстрактной.

«Золотой ключик…» в культуре

Книга понравилась детям и взрослым с первого издания. Голоса критиков в основном были направлены на то что книга вторична по отношению к оригиналу Коллоди.

Сказка Толстого с 1935 года пережила множество переизданий, переводов. Появились экранизация в виде фильма с куклами и с живыми актёрами; мультфильма, пьес (есть даже пьеса в стихах ), оперы и балета. Известность получила постановка «Буратино» в театре Сергея Образцова . В советское время вышла настольная игра «Золотой ключик» и с началом цифровой эры компьютерная игра «Приключения Буратино» Появился напиток Буратино и конфеты «Золотой ключик».  Даже тяжёлая огнемётная система «Буратино». Герои книги и их фразы устойчиво вошли в русский язык, фольклор и стали темой для анекдотов.

Литературовед Петровский так писал о книге Толстого

Обаяние сказки беспримерно и неотразимо. Воспоминание о ней полно томящих загадок. Одна из них — загадочность самого обаяния сказки. Другая — обращение большого художника к жанру детской сказки. В этом есть что-то подмывающее: кажется, это неспроста, что-нибудь тут не так. К тому же новый жанр — не просто сказка для детей, но сказочная повесть с несомненными чертами сатиры.

Критик Марк Липовецкий назвал Буратино влиятельным культурным архетипом книгой ставшей своего рода памятником и одновременно важным элементом духовной традиции советской культуры.

Продолжения

Сказка о Буратино Алексея Николаевича Толстого неоднократно получала своё продолжение. Елена Яковлевна Данько (1898—1942) написала сказочную повесть «Побеждённый Карабас», которая впервые увидела свет в 1941 году. В 1975 году Александр Кумма и Сакко Рунге выпустили книгу «Вторая тайна золотого ключика». Иллюстратор сказки А. Н. Толстого художник и писатель Леонид Викторович Владимирский придумал свои сказки про деревянного мальчика: «Буратино ищет клад» и «Буратино в Изумрудном городе».

Герои книги

Буратино — деревянная кукла вырезанная из полена шарманщиком Карло
папа Карло — шарманщик, который вырезал Буратино из полена
Джузеппе по прозвищу Сизый Нос — столяр, друг Карло
Карабас-Барабас — доктор кукольных наук, владелец кукольного театра
Дуремар — продавец лечебных пиявок
Мальвина — кукла, девочка с голубыми волосами
Артемон — пудель преданный Мальвине
Пьеро — кукла, поэт, влюблён в Мальвину
Арлекин — кукла партнёр Пьеро по сцене
Лиса Алиса — мошенница с большой дороги
Кот Базилио — мошенник с большой дороги
Черепаха Тортилла — обитает в пруду. Дарит Буратино золотой ключик
Говорящий Сверчок — предсказывает Буратино его судьбу

Экранизации

«Золотой ключик» — художественный фильм с куклами и живыми актёрами 1939 режиссер Птушко
«Приключения Буратино» — рисованный мультфильм 1959, режиссер Иванов-Вано
«Приключения Буратино» — художественный фильм 1975, Режиссёр Леонид Нечаев.

Интересные факты

Бураттино — персонаж комедии дэль артэ
«А роза упала на лапу Азора» фраза, которую диктует Мальвина Буратино во время урока, это знаменитый палиндром Афанасия Фета.
Прототипом Дуремара считается живший в конце XIX века в Москве французский доктор Жак Булемард. Доктор широко пользовал метод лечения пиявками и показывал опыты на себе. Пиявок он ловил собственноручно, при этом надевая длинный балахон от комаров. Дуремаром его дразнили дети, коверкая французскую фамилию.
Взято из Википедии

Отредактировано Ежик в Тумане (2009-11-17 15:03:49)

0


Вы здесь » Киномонстры » Сказки и мифы » Приключения Буратино (1975)


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно